ФЭНДОМ

Любовь к трём апельсинам
Автор:

Леонид Филатов

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1997

«Любовь к трём апельсинам» — пьеса Леонида Филатова, написанная в 1997 году по мотивам сказочной пьесы (фьябы) итальянского драматурга Карло Гоцци, с участием масок итальянской комедии дель-арте (Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы). Не злоупотребляя прямой политической сатирой, Л.Филатов, однако, разместил в своей пьесе ряд острых, и даже грубых пассажей:

На свете нет ужаснее напасти,
Чем идиот, дорвавшийся до власти!
Нам нужен труп в одежде короля,
А не живой придурок у руля!..

20 августа 1997 г. Л. Филатов читал пьесу труппе театра «Содружество актёров Таганки» и специально приглашённым представителям прессы. К середине первого действия, Л. Филатов, незадолго до этого перенесший инсульт, устал, и чтение продолжил руководитель театра Николай Губенко.

Речь в пьесе идёт об интригах вокруг заболевшего и неадекватного наследника престола, на которого было наложено заклятье.

ПАНТАЛОНЕ
Уж если дьявол вывихнул мозги нам,
То вряд ли их исправишь анальгином!
О, я теперь вполне уверен в том,
Что мы имеем дело с колдовством!..
Давайте же подумаем, собратья,
Как нам избавить принца от заклятья!
Ведь нас тут пять голов, а не одна,
А для пяти задача нетрудна!..

По мнению корреспондента газеты «Коммерсантъ», пьеса побуждает публику к горькому самоанализу, замешанному на гражданском оптимизме.

ТАРТАЛЬЯ
Еще вчера во времени ушедшем
Я сам себе казался сумасшедшим,
А нынче понимаю я, эхма!
Что это мир вокруг сошел с ума!
Пока я был под властию заклятья,
Все в мире перепутались понятья.
Тот простодушен, - стало быть, кретин,
Тот предприимчив, - значит, сукин сын.
Кто пашет, поливая землю потом,
Теперь у нас зовется идиотом,
А если он еще и патриот,
То он уже ОПАСНЫЙ идиот!

Финал пьесы содержит прямое обращение режиссёра к зрителям.

Николай Губенко назвал «Три апельсина» примером современной «высокой поэзии», заявив, что хотел бы сыграть премьеру этой пьесы к юбилею режиссёра Юрия Любимова.

Аудиоверсию спектакля (аудиокнига) в 2002 г. озвучивал актёр Сергей Безруков. По мнению корреспондентов «МК», голос ведьмы в его озвучании оказался похожим на голос Валерии Ильиничны Новодворской: «Я фея, знаменитая Моргана, профессорша интриги и обмана. Но, разжигая с властию вражду, я поперек народа не иду. Я в королевстве главный диссидент. Прошу простить за автокомплимент». Голос Режиссёра, который произносит финальный монолог пьесы, по их же мнению, в пародийном озвучании Безрукова оказался похожим на голос его учителя — Олега Павловича Табакова. На вкладке аудиодиска, однако, утверждалось, что «Любые совпадения с реально существующими голосами случайны».

Ссылки Править